pro100_mica: (ручка)
[personal profile] pro100_mica
Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программы кроссворды...
Николай Акимов Правила хорошего тона


Николай Павлович Акимов – советский режиссёр, сценограф, театральный художник, живописец, книжный график и педагог родился 115 лет назад на территории Российской империи в городе Харькове 16 апреля 1901 года.

2013_04_02_akimov_2.jpg
Николай Павлович Акимов

Ровесник ХХ века, Николай Акимов появился на свет в один день с Чарли Чаплиным, возможно поэтому у них было много общего: комедийное начало, утончённость, ироничность, универсальность и многоплановость. Как личность и художник Акимов формировался в Петербурге 1910-х годов. Среди его самых сильных юношеских впечатлений была выставка Мир искусства, которая произвела полный переворот в сознании молодого человека.

С детства Николай мечтал заниматься рисованием. После переезда в Петербург он 14-летним юношей начал обучаться живописи в вечерних классах Общества поощрения художеств у Николая Рериха, а затем в частной студии Савелия Зейденберга. Занятия были платными и юноше пришлось заниматься репетиторством, поэтому его художественное образование было фрагментарным. После двухгодичного перерыва он стал учеником петербургской Новой художественной мастерской при объединении Мир искусства под началом Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. Однако после смерти отца, он вновь покинул учёбу и поступил в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. Вскоре, спасаясь от голода, Николай Павлович вместе с мамой переехал в Харьков, где два года преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников и был художником-сценографом при Харьковском детском театре и театре Красный факел.

+ Акимов Н.П. Силуэт. Автор Е. Кругликова 1920-е г.г..jpg
Акимов Николай Павлович. Силуэт, 1920-е гг.
Елизавета КРУГЛИКОВА

После возвращения в Петроград, он продолжил обучение во ВХУТЕМАСе, одновременно начав работать художником-оформителем в нескольких театрах.

+Portrait de Nicolas Evreinov par Nicolas Akimov.JPG
Портрет Николая Евреинова


Оригинал обложки Акимова к книге Николая Евреинова Пьесы из репертуара Кривого зеркала, 1923 год.

Первые оформительские работы в театре Акимов осуществлял с режиссёрами и художниками левого направления, в том числе с Николаем Евреиновым, Николаем Петровым и Константином Хохловым. Акимов оформил пьесу Евреиновова Даёшь Гамлета в театре Кривое зеркало. Кроме этого, он сотрудничал с театрами Музыкальной комедии, Современным театром, Вольной комедией, театрами-кабаре Карусель и Балаганчик.


Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Эрнста Толлера Девственный лес, 1924 год
Большой драматический театр, Ленинград

Н.П. Акимов. Эскиз костюма. Фальстаф. 1925.jpg
Эскиз костюма Фальстафа к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Малый петроградский оперный театр. Ленинград

4554.png
Эскизы костюмов Пистоля и миссис Пейдж к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год


Эскиз костюма Жениха к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год

Евграф — искатель приключений (1926).jpg
Эскиз к спектаклю по пьесе Алексея Фалько Евграф, искатель приключений


Эскиз костюмов Зазорного, Комедиантов и Рыжей женщины к спектаклю
по пьесе Алексея Файко Евграф, искатель приключений, 1926 год

В это время Акимов разрабатывал эскизы костюмов и декораций для спектаклей нескольких ленинградских театров, а в 1926 году в столичном МХАТе оформил спектакль Евграф, искатель приключений и начал создавать первые театральные плакаты.

Кроме этого, в начале двадцатых годов Николай Павлович увлёкся книжной графикой. Он активно сотрудничал с издательством Academia, где оформлял не только обложки, но и проиллюстрировал более 50 всевозможных изданий: художественных, детских, научных, кино- и театральных, специальных.

# 923_Brukson_Akimov-обложка.jpg

# Обложки 23-27.png

Острый взгляд и юмор Николая Павловича живут в оформленных им изданиях Academia:
Анри де Ренье (1924-1925 годы), Жюля Ромена (1926 год), Пьера Боста (1927 год) и других.
Любуйтесь!


Анри де Ренье Встречи господина де Брюе

+ Анри де Ренье, Встречи господина де Брюе.jpg
Анри де Ренье Встречи господина де Брюе

# ЛП.png
Анри де Ренье, Лаковый поднос

# Анри де Ренье, Лаковый поднос.jpg
Анри де Ренье, Лаковый поднос


Анри де Ренье Амфисбена


Анри де Ренье Полуночная свадьба


Анри де Ренье Продавец развлечений

# Анри де Ренье Грешница.jpg
Анри де Ренье Грешница


Анри де Ренье Эскапада


Анри де Ренье Героические мечтания

# АР Дважды любимая, 1924 год.jpg
Анри де Ренье Дважды любимая, 1924 год

# Жюль Ромен Диктатор (2).jpg
Жюль Ромен Смерть

# БВ.png
Жюль Ромен Белое вино

# Люсьена. (Иллюстрация к книге издательства Академия)..jpg
Жюль Ромен Люсьена

# Жюль Ромен Диктатор (1).jpg
Жюль Ромен Диктатор

# T 1925.png
Жюль Ромен Труадек

Жюль Ромен Кнок.jpg
Жюль Ромен Кнок


Жюль Ромен Кнок

33.png


Пьер Бост Смерть г-на Жюльена, 1927 год


Вольтер Кандид

=
Фронтиспис к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

+ 5679_original (1).jpg
Николай Павлович Акимов, 1920 годы

Партия честных людей  (Женитьба Труадека) Ж. Ромена, 1927  эскиз мужского костюма.jpg
Эскиз мужского костюма к спектаклю по пьесе Жюля Ромена Партия честных людей (Женитьба Труадека), 1927 год

Аф. Тартюф.png
Афиша к спектаклю по пьесе Тартюф , 1928-29 годы
ГОТЕДРа (Государственный театр драмы)


Эскизы костюмов Эльмиры и Оргона к спектаклю по пьесе Мольера Тартюф

Николай Павлович создавал не только эскизы костюмов и декораций к спектаклям, но и яркие броские афиши,
мимо которых трудно было пройти, не заметив.

4331366681_01984b3011_b.jpg
Афиша к спектаклю Диктатура, 1930 год

+ 4333477921_95a1503185_b.jpg
Продавцы славы

1930, 1928 годы.png

31.jpg

РР.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер Заседание конвента

Робеспьер 1.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

Ещё одним любимым увлечением Николая Павловича было написание портретов своих друзей, учеников и коллег. Рисуя их он просто отдыхал, так как другого способа отдыха от работы в театре для него не существовало.

А.М. Файко+1927_ Б.М. Сушкевич.png
А.М. Файко, 1927 год и Б.М. Сушкевич

=
Портрет поэтессы Екатерины Полонской, 1927 год

+
Николай Эрдман, 1930 год

+ 1931_Bartoshevich_Akimov_ill_35 (2).JPG
Сергей Юткевич


Портрет Дмитрия Шостаковича, 1931 год


Украинский колхозник, 1931 год

# Николай Петров и Другие-a, 1932.jpg
Николай Петров и Другие, 1932 год

= Портрет актера Н.К. Черкасова.jpg
Портрет актера Николая Черкасова, 1937 год

= Ник Акимов Ольга Берггольц,1947 (2).jpg
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР Ирина Зарубина. Акварель. 1936 год

= Евгений Шварц, 1944 и 1938.png
Евгений Шварц, 1944 и 1938 годы

=
Евгений Шварц, 1938 год

= Ник.Акимов Г. Уланова.jpg
Галина Уланова, 1940 год

В 1929 году Николай Акимов начал работать в московском театре имени Евгения Вахтангова в качестве сценографа и режиссёра. Через год им был оформлен спектакль Коварство и любовь по пьесе Шиллера. А в 1932 году здесь же он дебютировал как режиссёр спектаклем Гамлет по пьесе Вильяма Шекспира с музыкой молодого композитора Дмитрия Шостаковича.

4334222762_6329ebfd2f_b.jpg
Афиша к спектаклю по пьесе Вильяма Шекспира Гамлет, 1932 год

Эскизы театральных костюмов к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира Гамлет, 1932 год:


Эскиз костюмов. Актёры. 1932 год

# Гамлет.JPG
Гамлет

# Полоний.png
Полоний

Клавдий, Гамлет.jpg
Полоний

# Горацио и Клавдий.png
Горацио и Клавдий

# Эскизы костюмо Офелии, Гамлет.png
Эскизы костюмов Офелии

# 1933_Bartoshevich_Akimov_ill_49 Бернардо..JPG
Эскиз костюма Бернардо

могильщики.jpg

Гамлет, симулирующий Безумие
Гамлет, симулирующий безумие

Озрик copy.jpg
Эскиз костюма Озрика


Эскиз костюмов. Актеры. 1932 год

Постановка обернулась скандалом. Режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение, его обвинили в формализме, в соперничестве с самим Шекспиром, непонимании внутреннего развития действия пьесы, окрестив спектакль ярким примером чуждого театрального искусства. Критики всех мастей (и правые, и левые) ругали Николая Павловича за толстого, рыхлого Гамлета и пьяную Офелию и только к акимовским декорациям ни у кого не было претензий. Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве, – вспоминал Николай Павлович.


Афиша к спектаклю по пьесе Лабиша Святыня брака, 1935 год

В 1933 году Акимов вернулся в северную столицу, получив должность главного режиссера Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую. На сцене мюзик-холла он поставил водевиль Эжена Лабиша Святыня брака, в котором остроумные декорации, элегантные костюмы и играющие вещи удивительно тонко соответствовали жанру лёгкой французской комедии. Этот спектакль стал предтечей его последующих постановок. Однако из-за того, что Николаю Павловичу запретили постановку пьесы Евгения Шварца Принцесса и свинопас, он покинул мюзик-холл.

Но о дальнейших жизненных и творческих перипетиях Мастера в следующей серии:)

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

pro100_mica: (Default)
pro100_mica

June 2016

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122 232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 04:32 am
Powered by Dreamwidth Studios