pro100_mica: (ручка)
pro100_mica ([personal profile] pro100_mica) wrote2010-09-13 10:36 am

Гудел, горел пожар московский...

"Прекрасный, великолепный город Москва более не существует", - писал Бонапарт императору Александру I, обвиняя русских в варварском уничтожении своей Первопрестольной столицы ...

По какой причине на самом деле занялся страшный московский пожар 1812 г. точно не знает никто.
ПОКА. Бо есть надежда... Так как его причинами к 200-летию события озаботился сам Юрий Михайлович Лужков. Отчего недавно сгорели Грабари, дом в Царицыне, дом Л. Кекушева на Второй Брестской... и периодически вспыхивают другие известные объекты (и главное, как предотвратить эти чудовищные уничтожения), почему не приняты превентивные меры по предупреждению возгораний торфяников (чай горим не впервые за это десятилетие), чтобы всё лето милллионы людей в Москве и окрестностях не задыхались, очевидно, для него не столь актуально и важно. Однако вернёмся к нашей теме...

55.11 КБ
В Кремле - пожар!
Василий ВЕРЕЩАГИН


Не зря так долго и тяжко думал думу Наполеон после завершения Бородинской баталии... Даст ли Кутузов ещё одно генеральное сражение на подступах к Москве? Но будучи опытным полководцем понял, что нет.

106.44 КБ

158.88 КБ
Наполен на Бородинском поле
Василий ВЕРЕЩАГИН

130.71 КБ
Военный совет в Филях
Алексей КИВШЕНКО

99.29 КБ
Кутузов на военном совете в Филях
А.В. НИКОЛАЕВ

А тем временем на военном совете в Филях было принято решение сдать Москву без боя, но сохранить армию (альтернатива - намерение проявить патриотизм и красиво принять смерть у стен Кремля). В результате поименного голосования мнения генералов разделились практически поровну. Окончательное и нелегкое решение принял Михайло Илларионович: "С потерянием Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. Поэтому я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю, ответственность падет на меня, но жертвую собою для спасения Отечества. Приказываю отступать!»

188.98 КБ
Кутузовъ въ Филяхъ: Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки
Александр АПСИТ

Тринадцатого сентября император к подошел к Москве и, поднявшись со свитой на Поклонную гору, стал ждать депутацию с ключами. Но ни здесь, ни ближе к городу – у Дорогомиловской заставы, ни у Кремля, никаких депутатов Наполеон не обнаружил.

109.71 КБ
Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр
Василий ВЕРЕЩАГИН


Наполеон на Поклонной горе
Александр АПСИТ


Наполеон перед Москвой
Неизвестный художник


Наполеон на Поклонной горе
Андрей НИКОЛАЕВ


Наполеон на Воробьевых горах                   Наполеон под Москвой
предположительно Виктор МАЗУРОВСКИЙ

221.44 КБ
Московские депутаты
Хотя, если верить художнику Борису Зворыкину, депутаты-таки были...


82.30 КБ
Наполеон пред горящей Москвой
НХ


Москвичи на дороге из Москвы
Павел СВЕДОМСКИЙ


Пожар Москвы
МАРТИНЭ


Бегство жителей из Москвы
Александр АПСИТ


Уход жителей из Москвы
Андрей НИКОЛАЕВ


Бегство жителей из Москвы
Клавдий ЛЕБЕДЕВ


Вступление французской армии в Москву
Немецкая лубочная картина                       Неизвестный художник

126.76 КБ
Наполеон в Москве
Семён КОЖИН


Медаль на взятие Москвы Наполеоном

Пожары начались уже на подъезде Наполеона к Москве. Сначала Император решил, что это его солдаты гуляют, и приказал прекратить грабежи. Но день ото дня горело все больше и больше, и стали думать о русских поджигателях.

212.46 КБ
Поджигатели
С.И. ЛЬВОВ


Арест поджигателей
Борис ЗВОРЫКИН


Расстрел поджигателей
Александр АПСИТ


Расстрел поджигателей
Андрей НИКОЛАЕВ

194.33 КБ
В покоренной Москве. Поджигатели или Расстрел в Кремле
Василий ВЕРЕЩАГИН

71.46 КБ
Пожар Москвы сентябрь 1812 года
А.Ф. СМИРНОВ (15-летний очевидец события)

38.25 КБ
Пожар в Москве 1812 года
Андрей КИРИЧЕНКО

93.87 КБ
Пожар Москвы в 1812
Иван АЙВАЗОВСКИЙ

Может быть, прав Лев Толстой, считавший, что "Москва загорелась от трубок, от кухонь, он костров, от неряшливочти неприятельских солдат... Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей".

148.93 КБ
Пожар Замоскворечья
Василий ВЕРЕЩАГИН


Пожар Москвы в 1812 году
Неизвестный художник                         Иоганн Адам КЛЕЙН

Наполеон оказался в красивом, загадочном, но пустом и чужом городе. Он расположился в нём со смутным ощущением ловушки, почти конца. Всё имущество по строгому плану отбиралось у москвичей: сначала этот квартал посещала старая гвардия, затем молодая гвардия; затем гусары, уланы и все что-нибудь отнимали. Сняли даже большой крест с колокольни Ивана Великого и забрали из арсенала старые годуновские пушки. Всё это во Францию не попало, лежит якобы под Вязьмой на дне Семлёвского озера.

141.07 КБ
Сквозь пожар
Василий ВЕРЕЩАГИН


Грабёж французов в Москве
Александр АПСИТ


Грабежи французов в Москве
С.И.ЛЬВОВ

212.03 КБ
В Успенском co6opе
Василий ВЕРЕЩАГИН



Наполеон в Кремле
Андрей НИКОЛАЕВ

221.91 КБ
Французы в престольной палате
С.И. ЛЬВОВ


Наполеон в тереме Алексея Михайловича
С.И. ЛЬВОВ


Грабеж в Архангельском соборе
С.И. ЛЬВОВ

133.96 КБ
Французы в Успенском соборе
Неизвестный художник

188.47 КБ
Французы в Москве. 1812 год
Картина неизвестного немецкого художника

153.65 КБ
Наполеон и священник
ЛЭРО

А генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин впоследствии в зависимости от конъюнктуры то хвастался, что сжёг Москву и примерял на себя лавры поджигателя, то всячески отпирался от этого титула...


191.26 КБ
Пожар Москвы
Сальватор КАРДЕЛЛИ


Пожар Москвы фрагменты
Сальватор КАРДЕЛЛИ

117.83 КБ
Пожар Москвы в 1812 году
Х.И. ОЛЕНДОРФ

Наполеон же, глядя из Кремля на океан пламени, говорят, всё восклицал: "Это скифы! Варвары! Какой народ! Какой народ!". Справедлива, наверное, любая версия. Горело всё. Кремль, в котором был оставленный русскими порох и французский артиллерийский склад, каждую минуту мог взлететь на воздух. Наполеон бежал единственной дорогой: вдоль Москвы-реки. Он сумел добраться до Петровского подъездного дворца, и оттуда уже наблюдал за происходящим. К вечеру восемнадцатого сентября пожар завершился. Сгорели две трети города. Кремль уцелел.

156.40 КБ
Возвращение в Кремль из Петровского дворца
Василий ВЕРЕЩАГИН

104.59 КБ 95.50 КБ
      Маршал Даву в Чудовом монастыре      Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мира      
Василий ВЕРЕЩАГИН

168.97 КБ
Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон
Василий ВЕРЕЩАГИН

93.71 КБ
Лористон в ставке Кутузова
Николай УЛЬЯНОВ

Попытки Лористона договориться с Кутузовым о мире окончились для французов неудачей. Вопреки их ожиданиям, занятие ими Москвы не привело к согласию сторон. Император Александр также не отвечал Наполеону и не шёл на переговоры, твердо решив вести войну до последней возможности и не слагать оружия, пока хотя бы один враг останется в русских пределах. Наполеон понял, что ни победе, ни почетному миру не бывать.

138.20 КБ
Вид на Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 года
ШМИДТ с оригинала Х.И.ОЛЕНДОРФА


Москва после пожара 1812 года. Вид на обгоревший Пашков дом.
И. ДЖЕМС


Пожар Москвы в 1812 году
Франц ВЕНДРАМИНИ                     Ф. НЕЙМАН

142.80 КБ
Пожар в Москве
Иоганн Фридрих Август КЛАР



Наполеон покидает Кремля
М. ОРАНЖ                                                Б. ЗВОРЫКИН


Наполеон покидает Кремль
Александр АПСИТ


Наполеон покидает Москву
Александр АПСИТ

193.63 КБ
Отступление французской армии Московский пожар
Виктор МАЗУРОВСКИЙ

166.41 КБ
Наполеон. Дурные вести из Франции
Василий ВЕРЕЩАГИН

168.11 КБ
Отступление Наполеона из Москвы
Ф. ХЕЛМИНСКИЙ


Побег из Москвы
Адольф НОРТЕРН

109.09 КБ
Французы покидают Москву
Андрей НИКОЛАЕВ

204.24 КБ
Кутузов получает донесение о том, что Наполеон оставил Москву
Борис ЗВОРЫКИН

215.39 КБ
Въезд Императора Александра I в Москву после отступления Наполеона в 1812
Неизвестный французский художник

252.14 КБ
Пожар Москвы 1812 г.
Виктор АСТАЛЬЦЕВ

Нам же остаётся утешаться словами героя комедии Грибоедова "Горе от ума" господина Скалозуба:
- ...пожар способствовал ей много к украшенью...

А за восстановление города, бережное отношение, преемственность и сохранение традиций московской архитектурной школы поблагодарим архитекторов Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди, Афанасия Григорьева и др.

В сообщении помимо прочего использованы открытки издателя Ильи Евграфовича Селина, купца 2 гильдии. г. Москва.

[identity profile] kobrochka1.livejournal.com 2010-09-13 07:51 am (UTC)(link)
Да-а-а!
Я вспоминаю, как в возрасте 9 лет меня впервые привели в Оружейную палату, и я там увидела картину Айвазовского "Пожар Москвы в 1812 году". А потом - немало ярких страниц в одной из любимых книг детства Льва Кассиля "Великое противостояние", героиня которой снималась в фильме, посвященном событиям 1812 года.
А Царицыно - я в нем выросла, и скажу по секрету - в те годы редкая неделя там обходилась без пожаров - деревянные дома, печное отопление, керосинки, керогазы. Пожарная часть находилась возле нашей школы, и часто-часто мы слышали вой пожарной сирены. Барак на 3-й Радиальной мне хорошо знаком...

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 09:52 am (UTC)(link)
Ларочка! Не поверишь, но наверное самое яркое впечатление моего дошкольного детства были именно пожары.

Я жила в небольшом украинском городке, практически одноэтажном, и летом начинались повальные возгорания. Даже странно, ведь печи большие уже не топили, м.б. от всяких керосинок-керогазов...

Были дни, когда рев пожарных машин на улице звучал не один раз и я, дура набитая, садилась на свой небольшой велик и мчалась за ними.

Не знаю почему, то меня страшно притягивало это зрелище, когда на глазах за считанные минуты сгорало всё, причём стремилась подойти к огню поближе. Страх, мощь огня, любопытство, не ведаю, что меня гнало туда. Но так было.

Хотя теперь я пожара страшно боюсь, у нас однажды в квартире муж от большого усердия устроил возгорание (прикурил руками, намазаными резиновым клеем и вспыхнул, как свеча). И всё вокруг - банка с клеем, шкаф, Влад... В общем, жуть(-:

[identity profile] kobrochka1.livejournal.com 2010-09-13 10:08 am (UTC)(link)
Буденшь смеяться - ты описАла в точности мои детские впечатления. Мы с моей подругой Ольгой тряслись от страха, но все равно неслись на пожар. И не только мы. И все мы считали, что песня "Пожар" в исполнении Ивана Суржикова "Трехэтажный дом горит, а народ кругом стоит" - это про нас.
Хорошо, что для мужа и Влада все обошлось!

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 01:15 pm (UTC)(link)
Да, Влад две недели не ходил в институт, у него нога была обожжена, а у мужа ожоги 2-3 ст., долго лечился, пришлось даже уйти с должности, т.к. генерал сказал: Нам в армии больные не нужны(-:
Меня спасло то, что я в тот момент находилась в ванной, в воде (пардон за подробности)

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2011-02-18 11:43 am (UTC)(link)
Добавила сегодня в подборку о московском пожаре около полутора десятка новых работ, в основном А. Аспита и А. Николаева, и ещё кое-кого, если интересно, посмотри:)

[identity profile] evgeniakon.livejournal.com 2010-09-13 09:05 am (UTC)(link)
Как же я всё-таки люблю Верещагина! Как раз тот случай, когда мурашки по телу, но при этом не оторваться и - смотреть, смотреть, смотреть...

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 10:04 am (UTC)(link)
У меня есть альбом Верещагина, я тоже люблю его смотреть.

У него целая серия посвящена войне 1812 г., м.б. когда-нибудь сподоблюсь, осилю этот этап... к 200-летию, как Лужков:)))

[identity profile] true-kaa.livejournal.com 2010-09-13 09:26 am (UTC)(link)
Нет! мы не уступим никому чести московского пожара: это одно из драгоценнейших наследий, которое наш век передаст будущему. Пусть современные французские писатели, всегда готовые платить ругательством за нашу ласку и гостеприимство, кричат, что мы варвары, что, превратя в пепел древнюю столицу России, мы отодвинули себя назад на целое столетие: последствия доказали противное; а беспристрастное потомство скажет, что в сем спасительном пожаре Москвы погиб навсегда тот, кто хотел наложить оковы рабства на всю Европу.

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 10:17 am (UTC)(link)
Щас Юрий Михайлович во всём разберётся и, думаю, приоритет не упустит:

«Это что, решение власти — сжечь город? Или это москвичи уходили, оставляя пепелище Наполеону? Это тема, которая сегодня должна быть разработана на принципе исторической достоверности не под политику, а под объективность. Каждый москвич хочет знать, какова природа вселенского пожара, который объял всю Москву».

Занимательно то, что этот вопрос озаботил мэра как раз накануне пожара в Грабарях...

Там же

[identity profile] true-kaa.livejournal.com 2010-09-13 10:40 am (UTC)(link)
Да потому, что прежде чем французская нога переступит через мой порог, я запалю их сам своей рукою; я уж на всякой случай и смоляных бочек припас. Вчера разговорились со мной об этом молодцы из Каретного ряда и они то же поют. Не много французов станет разъезжать в русских каретах, и если подлинно Москвы отстаивать не будут, хоть то порадует наше сердце, что этот Бонапартий гриб съест. Чай, он теперь рассуждает с своими генералами, какая встреча ему будет; делает раскладку да подводит итоги, сколько надо собрать с нас контрибуции. Дожидайся, голубчик! много возьмешь! поднесем мы тебе хлеб с солью!

Re: Там же

[identity profile] kobrochka1.livejournal.com 2010-09-13 10:59 am (UTC)(link)
ШУМЕЛ, ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ…

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке ,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.

И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди;
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.

И, притаив свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремил
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:

«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.

Войска все, созванные мною,
Погибнут здесь среди снегов.
В полях истлеют наши кости
Без погребенья и гробов».

Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда,
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без стыда.

музыка народная, слова не знаю чьи...

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 01:08 pm (UTC)(link)
Почему-то в интернете гуляет версия этой песни:
- Шумел, горел пожар московский...

А в меня в книге написано Гудел, и мне, как очевидице многих пожаров, кажется это правильнее, он именно гудит, а не шумит:)))

Re: Там же

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 01:02 pm (UTC)(link)
Вы хотите сказать, что Загоскин прав, а ЛЮМ с ним не хочет соглашаться?

Наш мэр может быть его и не читал, но его советники - наверняка знают об этом. Но почему-то хотят копать и расследовать. Оно бы и ничего, если бы более насущных дел не было...

Просто к слову.
Ведь до сих пор часто пишут (да и наши учебники по истории тоже не остались в стороне), что чуть ли не решающую роль победе России в войне 1812 г. сыграл генерал Мороз, а не доблесть русских военных, партизан и вообще народа. Причём, это устойчиво муссировалось не только в Европе, но и наших высших (и не только) кругах.

И в конце-концов допекло и так возмутило Дениса Давыдова, что он на склоне лет свой дал ответ:

Однако ж все уста, все журналы, все исторические произведения эпохи нашей превознесли и не перестают превозносить самоотвержение и великодушное усилие испанской нации, а о подобном самоотвержении, о подобном же усилии русского народа нисколько не упоминают и вдобавок поглощают их разглашением, будто все удачи произошли от одной суровости зимнего времени, неожиданного и наступившего в необыкновенный срок года.

Двадцать два года продолжается это разглашение между современниками, и двадцать два года готовится передача его потомству посредством книгопечатания. Все враги России, все союзники Франции, впоследствии предательски на нее восставшие, но в неудачном вместе с нею покушении против нас вместе с нею же разделившие и стыд неудачного покушения, неутомимо хлопотали и хлопочут о рассеивании и укоренении в общем мнения этой ложной причины торжества нашего...

Re: Там же

[identity profile] true-kaa.livejournal.com 2010-09-13 01:07 pm (UTC)(link)
Скажем так, у Загоскина была возможность побеседовать с очевидцами, а вот беседовал ли он...

Re: Там же

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 01:31 pm (UTC)(link)
Лужок с духами очевидцев будет видимо общатьсяImage, чего за 200 лет не припомнишь:)

Re: Там же

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-13 08:49 pm (UTC)(link)
Кстати, об очевидцах.
Я в тексте упоминала о Ф Ростопчине, генерал-губернаторе Москвы. Ещё тот Свидетель и Очевидец. Мог пролить бы свет, так нет же, в своих мемуарах, написанных во Франции, всячески отнекивался от намеренного участия русских в поджогах.

[identity profile] ter-psich-ora1.livejournal.com 2010-09-13 04:54 pm (UTC)(link)
Посмотрела подборку, так и хочется воскликнуть, какая красота!

Но красота страшная, жуткая, особенно, если вспомнить прошлый ваш московский пост с видами старой Москвы.

Верещагин велеколепен, также понравились работы Зворыкина, Львова, открытки.
И текст по-моему не лишний, ненавязчиво объясняет происходящее:-)))
Спасибо, очень интересно!

Не в тему))

(Anonymous) 2010-09-13 06:51 pm (UTC)(link)
http://vkontakte.ru/id894438

Re: Не в тему))

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-14 04:47 am (UTC)(link)
Юля! Благодарю, всё посмотрела, и фото, и видео.
Влад не разрешил написать в контакте, т.к. получалось от его имени...
Поздравляю ещё раз, ты очаровательна! Счастья вам и любви!Image

ЗЫ: Показала маме Сочи?

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-14 04:58 am (UTC)(link)
Спасибо, Катя, мне приятно, что вы, молодая девушка, не равнодушны к прошлому своего города:)
Сейчас это встретишь не часто, многим просто наплевать, что там было когда-то. Есть сейчас кафешки, кино, театры и прочие заведения, где можно развлечься, и ладно...

[identity profile] ter-psich-ora1.livejournal.com 2010-09-14 04:28 pm (UTC)(link)
Я Москву очень люблю. Когда я была маленькой, мы с бабушкой и дедушкой часто гуляли по небольшим улочкам и переулкам в районе Арбата. Когда-то в пятидесятых годах наша семья жила там в коммуналке, поэтому бабушка знает каждый уголок, очень интересно рассказывала. Ещё часто гуляли на Патриарших прудах, про Красную площадь и Кремль даже неудобно говорить. И сейчас иногда хожу в музеи Кремля.

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-09-16 12:11 pm (UTC)(link)
Я, кстати, с центром города знакомилась благодаря игре на Эхе Москвы в конце 90-гг. Лариса не даст соврать (если сюда заглянёт)... Это была Большая булгаковская игра, там 1 раз в неделю печатали в какой-то местной газете фото с домом или его фрагментом, имевшим отношение к Булгакову и его Мастеру и Маргарите. Однажды даже просто фото ажурного литья балкона поместили. И н.б. найти, что это за дом. А т.к. я не москвичка и город знаю плохо, то приходилось иногда один дом искать в разных местах. Но я этому была очень рада, так как таким образом лучше узнала город:)))

Иллюстрации к московскому пожару 1812 года

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2010-12-06 12:38 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] aldanov referenced to your post from Иллюстрации к московскому пожару 1812 года (http://aldanov.livejournal.com/435689.html) saying: [...] замечательной подборки картин о пожаре Москвы - http://pro100-mica.livejournal.com/51405.html [...]

Бонапартическое. Пожары Москвы.

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2010-12-06 12:50 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] p_chuchundrin referenced to your post from Бонапартическое. Пожары Москвы. (http://p-chuchundrin.livejournal.com/121902.html) saying: [...] Отличная подборка картина на тему, спасибо   http://pro100-mica.livejournal.com/51405.html [...]

пожар в Москве 1812

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2010-12-06 11:15 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] l_char referenced to your post from пожар в Москве 1812 (http://l-char.livejournal.com/17298.html) saying: [...] pro100-mica.livejournal.com/51405.html [...]
(screened comment)

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2010-12-27 07:53 pm (UTC)(link)
Я в курсе, спасибо:)

[identity profile] kobrochka1.livejournal.com 2011-02-18 12:48 pm (UTC)(link)
И опять вспомнился Лев Кассиль и его "Великое противостояние". ПомниШь, где Устя и Степан просыпаются в пылающей Москве.

Не в тему (глядя на Бегемота) из сегодняшней Комсомолки
Мой кот обычно не возражает, чтобы я спал в своей постели. Но на самом краешке.

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2011-02-18 02:13 pm (UTC)(link)
Я не помню, где они просыпаются, но оказываются в Кремле, вернее сама Устя, Степана уже расстреляли к тому времени(-:

А этот афоризм мой любимый, я его постоянно вспоминаю, когда Бегемот является в постель...
А что там в КП, фото?
Edited 2011-02-18 14:17 (UTC)

[identity profile] kobrochka1.livejournal.com 2011-02-18 05:40 pm (UTC)(link)
Просыпаюся они в господском доме, за окном все горит, и тут к ним вламываются французские мародеры, кричат "Поджигатель!" и убивают Степана.
Фото там нет, это просто анекдоты. На этот раз, как ни транно, даже смешные, что бывает редко

[identity profile] ter-psich-ora1.livejournal.com 2011-02-20 01:48 pm (UTC)(link)
Ой, сколько много новенького появилось!

Спасибо! Я такого художника А. Апсита даже не слышала.

(Anonymous) 2011-03-17 08:24 am (UTC)(link)
Изумительная подборка!
Спасибо Вам огромное за память о Москве!