25-28 августа 1812 года. День за днём
Aug. 26th, 2012 09:14 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Пока главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов ехал в расположение русской армии, она продолжала с боями отходить на восток. Успешные действия арьергарда атамана Матвея Платова и генерал-майора Григория Владимировича Розена позволили Первой армии достичь Дорогобужа и занять позицю на западе города. 27 августа обе армии вновь соединились и продолжили отход к Вязьме.
Принц Эжен на берегу реки Вопь 25 августа 1812 года
Альбрехт АДАМ
Наполеон же, собрав в Смоленске подобие военного совета, вещь для себя неслыханную, произвёл на соратников-маршалов удручающее впечатление, ибо они уже привыкли к тому, что он абсолютно всё знает и понимает без их мнения. Значит, действительно в королевстве что-то было не так… Император в ночь с 24 на 25 августа выступил из города вдогонку за русской армией. Двигался он по опустошённой дороге, мимо разорений, пожарищ и дымящихся развалин, обезлюдевших селений.
Переправа через Днепр у Дорогобужа 26 августа 1812 года
Альбрехт АДАМ
Между Дорогобужем и Славково, 27 августа 1812 г.
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР
После того как мы простояли три дня на поле за Валутиной Горой, 23 августа мы выступили в поход и шли за русской армией по главной дороге, совершая марши, которые становились все более и более невыносимыми из-за жары и пыли. Мы постоянно сталкивались с другими нашими войсками, шедшими колоннами, одна возле другой, направляясь все к одной цели. В Дорогобуж, что на левом берегу Днепра, мы пришли во второй половине дня 26 августа. Этот город, как и Смоленск, как множество других городов, был охвачен пламенем, и большая его часть обратилась в пепел. Через несколько часов привала мы покинули его, чтобы разбить бивуак чуть дальше, а 27-го возобновили марш в направлении Вязьмы. По-прежнему всё возраставшая толпа отставших наших воинов, не выдержавших быстрых маршей или нагруженных провиантом, свидетельствовала об усталости Великой армии и отмечала ее путь. А исчезновение еврейского населения и восточная архитектура греческих церквей были верным признаком того, что мы идем по земле древней Московии.
Славково, 27 августа 1812 г.
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР
К вечеру мы прошли мимо красивого загородного дома, расположенного слева от дороги за лесом. Оттуда доносилась музыка, поразившая наш слух. Это была усадьба Славково, в которой Наполеон устроил свой штаб. Ее, как и окрестности, занимала императорская гвардия. При нашем отступлении усадьба была сожжена. Наполеон, чтобы обеспечить свою линию коммуникаций, которая по мере углубления по территории России все больше и больше растягивалась, послал маршалу Виктору, герцогу Бел-лунскому который находился на Немане, приказ идти на Смоленск, чтобы прикрыть центр позиции и занять своим правым крылом Могилев, а левым – Витебск.
В окрестностях Семлево, 28 августа 1812 г.
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР
28 августа армия пересекла широкую долину под Вязьмой. Марш был быстрым. Пехота, артиллерия, кавалерия – все перемешались, все спешили, потому что надеялись дать возле Вязьмы бой. По обеим сторонам широкой дороги большими плотными колоннами двигались пехота и конница; по самой дороге – артиллерия, санитарные повозки и обозы, занимавшие всю ее ширину. Над всей этой массой витали густые облака пыли, и лишь редкая остановка или легкое дуновение ветерка позволяли нам узнавать тех, кто идет рядом с нами или впереди нас. Еще реже нам удавалось рассмотреть местность, по которой мы так быстро двигались. Так к вечеру мы подошли к Семлево. Деревянная церковь странной архитектуры возвышалась над пыльными облаками, покрасневшими в лучах заходящего солнца.
Под Вязьмой 28 августа 1812 г.
Альбрехт АДАМ
Сделав однодневные остановки в Дорогобуже, Славкове, Рубках, император Наполеон Бонапарт 29 августа прибыл в город Вязьму, где имел встречу с дипломатом Жаком Александром Ло де Лористоном.